Все мы знаем, что инерция мышления мешает руководителю, но это нас не спасает.
Вчера мой партнер по проведению тренинга Николай Саунин показывал ролик, где собачка прыгает около дверей без стекла и не может пройти. Забавно было. Потом я в блоке про РТВ проговорила про типы инерции (Николай даже предположил, что можно было уже не повторять).
Наступил второй день тренинга. Суббота. Мы работаем в одном из технопарков Москвы. Вход по пропускам. Вчера все пропуска вчера сдали. И за полчаса до тренинга вижу сообщение в чате:
Мы не можем пройти через турникет. Бюро пропусков не работает.
Я шла следом. Подхожу к турникету, подаю паспорт охраннику и говорю:
"На нас должны были заказать пропуска".
Он берет паспорт, выдает мне пропуск. Я спокойно прохожу через турникет.
-А что, так можно было?
Вчера мы приходили и брали пропуск в бюро пропусков, а сегодня бюро пропусков не работает. Значит, пройти нельзя (подумали, видимо, участники тренинга). Забавная ситуация.
Очень хороший пример того, как мы попадаем в такие простые ловушки.
Мне раньше было жалко времени тренинга на блок по развитию творческого воображения.
Казалось, что инструменты РТВ не дают значимого эффекта в решении их задач. А фантазировать и креативить - это просто.
Недавно была удивлена, что один из заказчиков. руководитель промышленного предприятия, настоял на включении блока "Развитие творческого воображения" в тренинг.
Потом поняла, что он прав)). Потому что увидела, насколько тяжело дается мышление "не по прямой". Насколько нелегко некоторым участникам отказаться от привычного порядка вещей и представить, что можно и по-другому.
Пример. Для разминки мозга" даю инструмент РВС. В качестве примера предлагаю взять процесс обучения обучения новых сотрудников и увеличить параметр "время" до бесконечности. И подумать, как это реализовать, чтобы сократить текучку новых сотрудников. Слышу в ответ:
Да вы с ума сошли! Это же надо корпоративный университет делать. Откуда у нас деньги на это?
Начинаю объяснять, что можно, не не забрасывая проблему деньгами, сделать так, чтобы обучение было постоянным. Рассказываю про приемы с обучающими телеграм-ботами, про возможность обучения на месте с помощью своих коллег по мере необходимости и другие варианты. Но понимаю, что моими идеями я ребятам не помогу.
Нужно собственное желание взорвать железо-бетонное мышление.
Люди на совещании обсуждают одну тему, но как будто бы говорят на разных языках, не понимая друг друга. Вы сталкивались с этим?
Так происходит, когда кто-то из участников высказывается языком эмоций, кто-то фантанирует идеями, кто-то стремится уже завершить обсуждение и пойти дейстовать, а на уровне фактов - не сверились. Действительно ли все обсуждают одно и то же?
Я использую на подведении итогов тренировочных и стратегических сессий метод сфокусированные беседы - ОРИП. Он очень подходит для любого совещания.
Для того чтобы участники сессии или тренировки качественно обсудили ее результаты, я задаю 4 группы вопросов.
1. Объективный уровень. Вопросы о фактах и внешней реальности: что происходило, что вы видели, что вы запомнили?
2. Рефлексивный уровень. Задаю вопросы, позволяющие прояснить реакцию участников на полученную информацию. Порой это про эмоции и чувства, про то что было трудно или вызвало положительные эмоции.
3. Интерпретативный уровень. Задаю вопросы про то, как участники встречи осмыслили все, что происходило? Что они считают важным? Какие мысли и идеи по этому поводу?
4. Уровень принятия решений. Вопросы которые позволяют выяснить намерения. Вопросы относительно принятых решений по итогам совещания, освоенного материала или сессии.
Метод сфокусированной беседы отлично подойдет и для проведения ретроспективы проекта или его этапа.
Решила поделиться и с вами.
Сама, как лидер проекта, я не раз встречалась и с проблемами, которые непонятно, как решать, и с задачами, решение которых традиционными способами не получается.
Поэтому решила написать пост про пользу ТРИЗ для руководителей проектов и проектных офисов.
Мой список пользы:
✔️Если руководитель проекта (PM) умеет четко определять цель проекта, опираясь на системный подход, он сможет описать (и реализовать, конечно) тот проект, который точно решит задачу заказчика.
✔️ Если РМ умеет разрешать противоречия, то любые конфликты в команде и разногласия с стейкхолдерами ему нипочем (он знает, как можно найти решения, которые будут удовлетворять всех).
✔️ Если РМ умеет использовать доступные ресурсы для решения возникающих проблем в проекте, то он будет на голову выше своих коллег в глазах заказчика и работодателя.
✔️ Если РМ понимает законы развития систем и планирует проект, помня об идеальности, то он сможет минимизировать затраты и увеличить результат.
✔️ Если РМ умеет строить причинно-следственные связи и проводить диверсионный анализ, он сможет предусмотреть все риски и выявить причины уже случившихся проблем (а когда ты понимаешь причину, решение найти проще).
В классике проектного менеджмента есть несколько инструментов для выявления рисков проекта. Кажется, пора включить в этот список ещё один.
На последнем тренинге для кадрового резерва производственной компании мы использовали причинно-следственный анализ для понимания возможных причин проблемной ситуации.
Трём группам я дала разные задания по одному и тому же проекту.
🖊Первая группа выявляла причины, почему команда не уложилась в бюджет проекта.
🖊Вторая группа искала причины, почему команда не уложилась в сроки проекта.
🖊Третья группа искала причины, почему заказчик предъявил претензии по качеству реализации проекта.
После приоритизации по влиянию и вероятности наступления риска, вышли мы примерно на одни и те же риски.
В нашей жизни проектов великое множество. От организации юбилея мамы до строительства производственного комплекса.
Можно избежать наступания на многочисленные грабли, если заранее подумать, что может привести к самым неприятным для вас последствиям и продумать, как предупредить такие риски.
Крупная и быстро растущая IT-компания ежемесячно принимает на работу по 20 сотрудников. Но 30% из них увольняются в течение трех месяцев работы. Затраты на подбор и адаптацию сотрудников велики, HR-специалисты работают без выходных, а сотрудников всегда не хватает.
Как найти способ сокращения текучести кадров в первые три месяца после приема на работу?
На тренировках, которые мы регулярно проводим для руководителей крупных компаний, мы обучаем руководителей на кейсах других компаний находить решения, используя доступные ресурсы. Иногда усложняем задачу и в качестве ресурсов выбираем такой, с которым сложно придумать решение сразу.
Выбрали ресурс «вредные привычки сотрудников». Надо найти решение, как вредные привычки сотрудников удерживают их на рабочем месте и не дают увольняться.
Все мои шесть участников тренировки придумали идеи приблизительно на одну тему: Разрешить курилки, не журить за пропуск, если у тебя похмелье и т.д. Чем меня изрядно удивили.
Пришлось им напомнить про стремление системы к идеальности.
Система будет стремиться к идеальности тогда, когда мы получаем ожидаемый результат, при минимальных затратах и побочных эффектах (расплате за решение).
В истории с курилками и созданием благоприятных условий для обладателей вредных привычек участники тренировки явно сделали что-то не то. Ну, вряд ли нормальные люди бы хотели в такой компании работать, правда?
Рассказываю эту историю, потому что вот эти решения часто отражают то, как мыслит руководитель. Мы следуем инерции мышления. Если нам надо использовать вредные привычки, мы будем им потакать.
А что, если посмотреть на вредные привычки, и организовать на том же предприятии систему, которая будет помогать избавляться от вредных привычек. И тогда вредные привычки сотрудников будут сами заставлять или помогать им хотеть работать на этом предприятии. Потому что, ну, например, на предприятии можно организовать правильное питание. И для тех, кто любит сладкие плюшечки и имеет лишний вес, это будет магнит, если они хотят избавиться от этой страсти. Или организовать футбольную команду, которая заставит всех курильщиков бросить курить, хотя раньше это у них не получалось.
Формула идеального конечного результата: X элемент (ресурс), сам заставляет или помогает решать поставленную задачу.
Пробуйте найти и использовать ресурсы, которые помогут решить ваши задачи.